Середа, 18 жовтня, 2017
Білоцерківська Єпархія | Українська Православна Церква
   
Розмір шрифту
Цитати

День Христианина: в поисках смысла

SamofalЧеловеческая жизнь – глубока и многослойна. Слои жизненных смыслов различны по своей глубине, а, следовательно, и значимости. Беда наша в том, что мы, как правило, болтаемся в мутной воде поверхностных смыслов, лишь изредка позволяя себе нырнуть глубже и увидеть многогранную красоту глубинных сущностных слоев.

 

Причин этому много, однако, важнейшими двумя являются непонимание или абстрактное понимание важных жизненных истин и леность жить в соответствии с понятым.

Две встречи

Важнейшая жизненная истина содержится в ответе Иисуса Христа на вопрос законника о наибольшей заповеди в законе. Спаситель назвал две наибольшие заповеди: возлюбить Господа Бога и возлюбить ближнего, как самого себя (Мф. 22:35–40). Вряд ли найдется «практикующий» христианин, не знающий указанного места из Писания, вопрос в его понимании.

Для понимания указанной заповеди хочется обратиться к одной из проповедей митрополита Антония Сурожского, в которой владыка говорит о  некой встрече в жизни христианина в двух аспектах: как о встрече Христа с человеком и о встрече человека с человеком [1].

Встреча Христа с человеком произошла через Боговоплощение. Именно в Боговоплощении, которое было сопряжено с большим самоуничижением,  «Он нам показал, что нет такой бездны, которая для Него слишком глубока, нет такой обездоленности, которая превосходит Его способность все отдать, всего Себя, до конца, чтобы поделиться с нами тем, что Он Сам есть: Жизнь вечная, вечная Радость, Сияние и Свет, Истина и Торжество».

По мысли митрополита Антония, Бог Сам стал человеком, чтобы каждый из нас мог поверить в Его веру в человека, в Его любовь. Проповедник особенно подчеркивает, что Бог верит в человека не зависимо от его отношения к Богу. Причем верит так, что «готов всю Свою жизнь истощить и отдать, чтобы он поверил в Божию веру в человека».

Следствием осознания человеком такой веры Бога в него есть две вещи. Во-первых, человек находит в себе силы стремиться к обожению, к которому призывает Бог. Во-вторых, такой человек иначе смотрит на встречу с другим человеком. По слову апостола, он начинает принимать ближнего так, как его самого принимает Христос (Рим. 15:7), т.е. верить в другого человека.

Первой важной мыслью проповеди, есть мысль о том, что Бог не только заботиться и промышляет о каждом человеке, но и верит в него. Ведь зачастую вера Другого – это единственное, что помогает в трудных ситуациях, когда и сам себе и в себя не веришь. Из этого само собой напрашивается желание соответствовать такому доверию.

Вторая же важная мысль является логическим продолжением первой: если Бог оказывает доверие тебе, верит в тебя, как ты можешь не верить в другого человека, такого же, как ты?

Безусловно, первая встреча является более важной, кроме того от неё зависит «качество» второй встречи. Казалось бы, первая встреча уже исторически произошла, что же в таком случае требуется от человека? Дело в том, что каждый из нас должен актуализировать эту встречу в своей жизни, чтобы она была не отвлеченной истиной, а реальностью, т.е. каждый из нас должен реально встретиться с Богом.

Как бы, наверное, преобразилась и углубилась наша жизнь, если бы мы воспринимали каждый свой день, как встречу в указанных двух аспектах?!

С чего же начать такое новое, более глубокое восприятие каждого нашего дня, как встретиться с Богом? Как известно, для того чтоб нырять на глубину и наслаждаться тамошними красотами необходимы некие специальные вспомогательные средства,  духовная жизнь – не исключение. Остановимся на некоторых из таких специальных вспомогательных средств.

 

И был вечер, и было утро: день один[2]

Боговидец Моисей, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, с вечера начинается и суточный богослужебный круг Православной Церкви.

Как замечает Н.Е. Пестов[3],  день жизни христианина в Боге и с Богом начинается с вечера. Именно вечером христианин начинает подготовку следующего дня. Соответственно, в конце каждого дня, кроме вдумчивой молитвы,  хорошо было бы посвятить некоторое время размышлению о следующих вещах:

- какие милости получены за день от Господа, и благодарить Его за них;

- что сделано в прошедшем дне плохого, и за плохое покаяться;

- какие дела поручаются мне Господом в грядущий день и как лучше всего их распределить в течение дня;

- о том, чего надо завтра опасаться, зная свои недостатки и слабости.

Такое размышление может не только уберечь нас от ошибок в будущем, но и помочь осмыслить настоящее. Жизненная кутерьма, жестокий информационный поток и, как следствие, усталость и безразличие, почти не дают человеку проанализировать себя и происходящие события, увидеть многие маленькие чудеса, каждый день посылаемые нам Отцом Небесным. Ведь правду говорят, что нет несчастливых людей, есть люди, не замечающие счастливых событий в своей жизни.

Ловите утренние часы!

Утренние уединенные часы имеют для христианина совершенно особую ценность. Об этом так свидетельствует св.прав. Иоанн Кронштадтский:

«Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанной искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды.

Все остальное время он покрыт почти непроницаемой тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных.

Ловите же утренние часы, это — часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы встанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения или когда разрешимся от этого смертного тела»[4].

Св. отцы утверждали, что если вечерней молитвой душа закрывается от тьмы ада, то утренней – открываются окна души для Солнца Истины и озаряется весь день.

По мнению св. прав. Иоанна Кронштадтского именно утренняя молитва "решает" духовный исход нашего дня:  «Чтобы провести день совершенно свято, мирно и безгрешно – для этого единственное средство: искренняя горячая молитва утром, по восстании от сна. Она ведет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом дает душе силу и крепость против приражения зла»[5].

Важным является не только искренне и внимательно помолиться утром, но и сохранить приобретенное на молитве расположение духа. В частности, свт. Феофан Затворник советует следующее: «Когда кончишь свое молитвословие, – не тотчас переходи к каким-либо занятиям; но также хоть немного постой и подумай, что это тобою сделано и к чему это тебя обязывает, сохраняя  после  молитвы  особенно  то,  что на тебя  крепко подействовало»[6].

Именно потому, что ум человека ещё свеж и необременен с утра, многие подвижники благочестия советуют именно после утренних молитв совершать чтение Евангелия и Апостола. Священник  Александр Ельчанинов пишет: «Обычно мы живем какими-то самыми поверхностными слоями нашей души и сознания. Видно это хотя бы по тому, как легко мы предаемся негодованию по пустякам, сколько значения придаем вещам вовсе нестоящим. Половина наших огорчений и жизненных трудностей исчезли бы, если бы мы перенесли центр наших интересов на большую глубину. Оттого так настоятельно рекомендую я вам чтение Евангелия именно по утрам — это даст тогда несколько иной тон началу каждого дня и поможет провести его более достойно, поможет мирным сохранить свое сердце, какие бы жизненные бури ни случились в предстоящий день»[7].

Будьте опытными меновщиками!

Всем нам известно, что время – это таланты, данные нам Господом для того, чтобы в свое время мы вернули их с «прибылью» (Мф. 25:27).  Чтобы быть «опытными меновщиками», важно бережно относиться к каждой минуте. Удивительно, что такое отношение может совершенно преобразить и наполнить нашу жизнь.

Снова обратимся к слову священника Александра Ельчанинова, как нельзя более доходчиво объясняющему эту мысль: "Жизнь — драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим его, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах... Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас. И действительно, как Господь может помочь нам? Только посылая нам в нашей ежедневной жизни определенных людей и определенные стечения обстоятельств. Если бы мы каждый час нашей жизни принимали бы как час воли Божией о нас, как решающий, важнейший, единственный час нашей жизни, — какие дотоле скрытые источники радости, любви, силы открылись бы на дне нашей души"[8].

Итак, вооружившись советами и мыслями людей святой жизни, попробуем посмотреть на нашу жизнь по-новому, хоть немного наполнить часы каждого дня истинным смыслом, постараемся найти этот смысл во внутренней жизни сокровенного человека, не размениваясь на различные фальшивые смыслы внешней жизни, ведь страшно опоздать и попасть мимо цели.

Марина Самофал

 

 

 



[1] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Вера в человека [Электронный ресурс] – URL: http://www.mesoeurasia.org/archives/3786 (дата обращения: 01.07.2014).

[2] Быт. 1:5.

[3]Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия [Электронный ресурс] – URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8159 (дата обращения 01.07.2014).

[4] Цит. по: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия [Электронный ресурс] – URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8159 (дата обращения 01.07.2014).

[5] Цит. по: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия [Электронный ресурс] – URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8159 (дата обращения 01.07.2014).

[6] Цит. по: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия [Электронный ресурс] – URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8159 (дата обращения 01.07.2014).

[7] Цит. по: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия [Электронный ресурс] – URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8159 (дата обращения 01.07.2014).

 

[8] Цит. по: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия [Электронный ресурс] – URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8159 (дата обращения 01.07.2014).

Баннери

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


06904


Иоанн. Сайт для ищущих...

Монастыри и храмы УПЦ

Контакти

Єпархіальне управління
м. Біла Церква, вул. Гагаріна,12
тел. (04563) 9-15-49
e-mail: bc.diocese@i.ua

Вхід для користувачів