Четвер, 21 вересня, 2017
Білоцерківська Єпархія | Українська Православна Церква
   
Розмір шрифту
Цитати

«Не казаться, а быть – основное из наших призваний…»

А.П (1)Виступ на зборах дружин священиків викладача Санкт-Петербурзької духовної академії, помічника проректора з культури Анни Петрівни Сологуб (дочка священика Білоцерківської єпархії)

 

 

В сегодняшний день, когда общество смотрит на Церковь и ее представителей с особым, пристальным вниманием, полезно всем нам помнить о некоторых составляющих церковного послушания, которое издревле у славян именуется теплым и радушным словом «матушка». В житейских  попечениях и заботах, подчас, незаметно происходит смещение каких-то акцентов и, порой, мы становимся участниками ситуаций, компрометирующих служение, даже сами того не замечая.

Мы все прекрасно помним слова Христа, что «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» (Ин.15:16) и в этом контексте послушание матушки не является каким-то личностным достижением, но кредитом доверия, который дал Господь и за который, бесспорно, предстоит ответить. И ответ этот не только за свой личный путь, но и за всех тех окружающих на приходе, пути которых примкнули к нашему на широкой церковной тропе. Обобщенно, открытыми сегодня остаются несколько вопросов, о каждом из которых следует, в принципе,  размышлять более подробно, предельно глубоко и впоследствии действенно.

Впитав людское горе и засвидетельствовав на исповеди ту изнанку души, которую не видит никто кроме Бога – оставив всем себя после своей «передовой», священник приходит домой. И попадает в свой микроклимат, который, в первую очередь зависит от супруги, хранительницы очага. И речь даже не о внешнем благолепии и «занавесочках в цветочек в горшочке», а о духовной составляющей и о духовной наполненности. В жизни мы видим, что дети священников зачастую брошены. И помимо добрых примеров,  наличествует проблематика существующей горькой реальности. Общество часто абсолютно справедливо задает нам вопрос о невоспитанности собственных детей. Может быть потому, что священник настолько отдается служению и общественности,  что не принадлежит даже себе, а весь быт, в общем-то, ложится на плечи матушки. Которая, так или иначе, задействована на приходе, особенно, если занимает активную позицию. Человеку не разделиться на части и при полной отдаче себя, нам остается надеяться, что воспитать может только Сам Бог, а наш личностный пример, возможно, поспособствует этому. Также как и «духовная прививка» в виде ежедневного чтения им духовной литературы. Священнику, пришедшему домой в состоянии полной изможденности, отрадной будет помощь матушки-сомолитвенницы в исполнении правила или в совместном чтении тех же вечерних молитв. И эта, если не свеча, то хотя бы маленькая лампада духовности, мерцающая в доме, будет возгревать и сподвигать его на новые  духовные свершения или подвиги.

Супруге священника важно читать ежедневно Священное Писание для питания своих же духовных сил. Часто встречается, что в семье появляется «добрый» друг-советчик или подруга со своим видением, советами или рекомендациями, но матушка, как никто другой, нуждается, в первую очередь, в советах духовника. Ведь всегда можно найти священника, к которому можно прийти как к Богу и который Им умудрен, даст необходимый совет, полезный и Малой Церкви, и Церкви в целом. Только духовная составляющая является здоровым зерном в семье, особенно, когда замыленные бытом обстоятельства уже и не просматриваются в деталях, а из них, собственно, и состоит жизнь.

Из года в год, на епархиальных собраниях, помимо общеглобальных вопросов духовенства, рассматриваются вопросы разводов, в том числе и церковных разводов и, как ни прискорбно, разводов в семьях священников. Процедура развода является часто последующей периоду многолетнего семейного кризиса. И этот тяжелый момент происходит тоже на глазах прихода, о чем необходимо помнить каждой духовной чете, которая волей-неволей  являет пример семейных отношений.

Сегодня мы особо вспоминаем начало подвига сонма Новомучеников и исповедников, в связи со 100-летием событий революции – когда каждый член Церкви, от иерархов до обычных мирян, лично стоял перед выбором решительного и открытого исповедания своей веры ценой арестов и смерти. Как, например, преподобномученица Мария Гатчинская или мученица Кира Оболенская (каждая епархия имеет свои имена). Необходимо помнить о каждом из прихожан, кто находится рядом с нами и, в свое время, будет давать Богу свой ответ. Часто люди, в силу обстоятельств, не имеют возможности находиться в непосредственном тесном общении со священником и не имеют опыта личного духовного окормления, но внимательно воспринимают личностный пример священника и его семьи.

Молодым супругам священников важно иметь пример почтенных матушек, которые пройдя свой путь, явили добрый пример некой «первой леди прихода» во всех смыслах. Образцом в нашей епархии, наверное, может послужить светлая память матушки Веры Цинцевич и многих других соратниц служителей, достойных подражания. И, несмотря на различные обстоятельства времени, в котором подвизались супруги священников более старшего возраста и нынешнего времени, специфика прохождения данной стези остается, в общем-то, неизменной – в первую очередь действовать всегда исключительно в интересах Церкви.

Общество все продолжает «встречать по одежке» и на повестке дня продолжает оставаться открытым вопрос внешнего вида духовенства, о котором должна помнить, в первую очередь, матушка. И выстраивая систему приоритетов своих обязательств, ставить, бесспорно, главным – вопрос порядка и чистоты в храме.

Острым сегодня остается вопрос отношений между матушками молодого возраста и представителями старшего поколения прихожан. Ошибочное понимание или не всегда правильное видение ситуации простым мирянином, не дает никакого права супруге священника дерзить. Матушка хотя и наделена определенной ответственностью и доверием Церкви, но не властью, а она, в общем-то, не предполагает нарушения моральных норм.

Актуальной остается также подмена понятий справедливости. На приходе часто существует определенный круг людей, особо помогающих матушке и группа остальных рядовых прихожан, активно или менее активно участвующих в жизни прихода – важно всем в равной степени ощущать позицию матушки как истинной свидетельницы справедливого отношения. Но никак не через призму ее личностных амбиций, искажающих общепринятые нормы церковной этики. И, безусловно, совершенно недопустимой является ситуация, когда от настроения супруги священника «лихорадит» весь приход. По словам одного известного дореволюционного преподавателя люди чувствуют все и если всего себя и все свое сердце отдать Богу и людям, они взаимно отдадут свое сердце и свою жизнь Церкви – и это есть община.

Святые отцы и наши пастыри напоминают нам о том, что в духовной жизни, как и вообще в жизни, не может быть успокоения. Успокоение  ̶ это деградация. Всегда есть возможность саморазвития и интеллектуального наполнения, а это путь, в числе прочего, к более активному диалогу с обществом, которое нуждается в нем, но не всегда является его участником в силу элементарного опасения «зашоренности».

Несмотря на очень трудное время, которое мы переживаем сегодня и в политическом смысле, и в смысле внутрицерковных обстоятельств, актуальным остается вопрос более активной социальной деятельности. Панихидные, пасхальные и радоничные приношения могут послужить хорошим поводом навестить не только детские дома или дома престарелых, но и посетить уже не имеющих возможности быть в храме, или людей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. И если это не всегда возможно осуществить лично матушке, то в ее возможностях организация прихожан. Материальные нюансы не всегда позволяют приобрести человеку какую-то духовную литературу и, в этом смысле, незаменимой в храме будет приходская библиотека с определенным перечнем рекомендуемой к прочтению литературы. Круглые столы, чаепитие и просмотр церковных, духовно-познавательных, морально-нравственных или даже классических фильмов, с последующим их обсуждением являются хорошей скрепой для общины. Отсутствие общения на приходе провоцирует появление в жизни прихожан других возможностей проведения времени, часто не всегда полезных для их души

Всем нам относящимся к Церкви, важно помнить, наверное, простую истину, которую как-то одна опытная матушка Пюхтицкого монастыря сформулировала приблизительно так: никогда нельзя замыкать человека на себя, потому что такие отношения обречены на провал. Ты являешься только проводником между ним и Христом, можешь только подвести его к амвону, где отношения только человека и Бога, но замкнутость на свои личностные качества гибельна.

Мы всего лишь временные фрагменты большой истории, исполнители своего дела в этом временном отрезке и только Христос вчера, сегодня и всегда Один и Тот же – нас Собравший, Объединивший, Объединяющий и всегда Зовущий. Наша ноша непосильна, ее не вместить человеческому сознанию, но только Призвавший нас Господь может укрепить в служении, на которое мы Им поставлены, если только будем просить Его помощи.

15.01.2017 р.

Баннери

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


06904


Иоанн. Сайт для ищущих...

Монастыри и храмы УПЦ

Контакти

Єпархіальне управління
м. Біла Церква, вул. Гагаріна,12
тел. (04563) 9-15-49
e-mail: bc.diocese@i.ua

Вхід для користувачів